Tank Light Amphibious, No 3

 

 

Tank Light Amphibious, No 3

Британия

Малый плавающий танк

масса

4,4 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

88 л.с.

проект

1938г., Vickers

выпускался

1939г., Vickers

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Британское танкостроение 1938-1943гг.

 

 

     В 1930-1931гг. в Британии разработали новый тип легкого плавающего танка Light Amphibious Tank A4E11//A4E12 (Рис.1).

 

 

Похожее изображение

https://3.bp.blogspot.com/-emULjA7EJq4/W50_i5Z92iI/AAAAAAAADG4/za-XonlIGTAQDmyRm337qViE00gKDX2bgCEwYBhgL/s640/%25D0%25A2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BA%2B%25D0%2592%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BA%25D0%25B5%25D1%2580%25D1%2581.jpg

Рис.1 – Один из вариантовлегкого плавающего танка.

 

     Масса вариантов плавающего танка колебалась от 2170 кг до 3800 кг. Примерные габариты: длина – ок. 4000 мм, ширина – примерно 2000 мм, высота – 1880/1830 мм. Максимальная толщина бронирования 9-10 мм. Экипаж 2 чел. Вооружение один 7,71-мм пулемет Vickers в башне. Двигатель Meadows EST жидкостного охлаждения 60 л.с. или Meadows EST жидкостного охлаждения 90 л.с. Скорость хода по шоссе 56 км/ч, скорость на плаву – 9,6 км/ч; запас хода (- очевидно, по шоссе) 260 км.

      Британские военные в начале 1930-х обошли новинку стороной, но Light Amphibious Tank A4E11//A4E12 стал прототипом практически для всех легких плавающих танков 1930-х годов.

     В 1938г. британцы вернулись к теме малых плавающих танков. В первую очередь, решили улучшить плавучесть машины. Корпус нового плавающего танка, который получил обозначение Tank Light Amphibious, No 3 или А4Е3 или L1E3 (Рис.2) получил специфические «корабельные» обводы.

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/light_l3e1/l1e3_s1.jpg

Рис.2 – А4Е3/L1E3.

 

     Поплавки с алюминиевой обшивкой были включены в конструкцию корпуса, хотя и не являлись его несущими элементами. Сам корпус был выполнен из «гофра» — сравнительно тонких металлических пластин, которые по замыслу разработчиков должны были способствовать улучшению курсовой управляемости танка на воде. В носовой части корпуса располагалась трансмиссия. Места для водителя и командира машины (он же выполнял обязанности пулеметчика) находились в центральной части корпуса. Для улучшения работы экипажа над боевым отделением была предусмотрена коробкообразная надстройка, на которой устанавливалась башня конической формы. Высадка и посадка из танка проводилась через верхний башенный люк. Вооружение состояло из 7,71-мм пулемета Vickers.

    Ходовая часть применительно на один борт состояла из двух тележек с двумя обрезиненными опорными катками каждая с подвеской типа «ножницы» Хорстмана. Задний каток второй тележки также выполнял функции направляющего колеса. Ведущие колеса с цевочным зацеплением располагались спереди. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых траков. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двумя роликами на каждый борт.

     На воде танк передвигался при помощи двух гребных винтов, установленных под моторным отсеком.

   На танке устанавливался карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Meadows ESTB мощностью 88 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. Выхлопная труба и глушитель крепились на крыше моторного отсека. Запас топлива составил 25 галлонов (94,64 литра). Воздух для охлаждения агрегатов силовой установки подавался вентиляторами через люк в крыше, которые были закрыты общей бронированной крышкой.

     Единственный опытный образец плавающего танка L1E3 (регистрационный номер FME 985, серийный номер Т2430) был построен в 1939г. (Рис.3)

 

http://s05.radikal.ru/i178/1303/a2/c95dc7c8fdec.jpg  

 

 

Рис.3 – А4Е3/L1E3.

 

     Масса 4400 кг. Габаритные размеры: длина – 4578 мм, ширина – 2153 мм, высота – 2151 мм. Бронирование: крыша, днище – 4 мм, прочие элементы – 7 мм. Экипаж 2 чел. Двигатель Meadows ESTB, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 88 л.с. Трансмиссия механического типа: 5-скоростная КПП (5+1).

     Прототип передали в распоряжение 8-го гусарского полка (8th Hussars), где были проведены его всесторонние испытания. Оказалось, что при хорошей подвижности на суше (скорость по шоссе 56,6 км/ч, запас хода по шоссе 193 км) L1E3 не так хорош на плаву (скорость на плаву 8,05 км/ч). Критическими для этой машины стали моменты входа и выходы из воды.

     Танк попытались модернизировать, оставив только один поддерживающий ролик и заменив гофрированную носовую часть на секцию из гладкой обшивки. (Рис.4)

 

 

Рис.4 - L1E3 после доработок.

 

     Эксперименты с А4Е3/L1E3 продолжались до начала Второй мировой войны. После войны прототип L1E3 передали в экспозицию музея бронетанковой техники в Бовингтоне. (Рис.5)

L1E3

Рис.5 -А4Е3/ L1E3 в музее.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru